|
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ.
Правовые основания:
Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями и дополнениями)
Правительство РФ на заседании 9 декабря 2006 г. приняло за основу предложенные Минобразования и науки меры по совершенствованию образовательной системы РФ.
Как отметил, выступая на заседании Правительства, министр образования и науки Андрей Фурсенко, в целях совершенствования образовательной системы разработаны и проходят согласование в министерствах и ведомствах ряд законопроектов, среди которых: • законопроект по привлечению работодателей к вопросам прогнозирования потребностей в кадрах в формировании перечня специальностей, разработки стандартов и участию в контроле за качеством образования; • законопроект об изменении порядка реализации программ дополнительного профобразования. По словам А.Фурсенко, к 2006 году предлагается создать в секторе дополнительного профобразования сеть негосударственных организаций нового типа, которые будут регулироваться со значительным участием работодателей. • Также разработан законопроект о расширении круга организаций, имеющих право заниматься научной и образовательной деятельностью. По словам А.Фурсенко, в 2005 году будут сняты искусственные ограничения, мешающие образовательным учреждениям заниматься наукой, а научным образованием.
В соответствии с ФЗ от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ
Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования
1. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на следующих принципах:
1) суверенность прав субъектов Российской Федерации в определении собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
2) непрерывность и преемственность процесса образования;
3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;
4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;
5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.
2. Организационной основой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования является Федеральная программа развития образования в части, соответствующей высшему и послевузовскому профессиональному образованию.
3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:
1) финансирования за счет средств федерального бюджета государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее - высшие учебные заведения). При этом на соответствующие цели не может быть выделено менее чем три процента расходов Федерального бюджета, за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;
2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию, недопущения сокращения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета;
3) предоставления налоговых льгот высшим учебным заведениям и образовательным учреждениям соответствующего дополнительного образования, а также организациям, вкладывающим средства в развитие высшего и послевузовского профессионального образования;
4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе на питание и проезд на транспорте, в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;
6) содействия созданию и функционированию негосударственных высших учебных заведений.
4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).
Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 3. Автономия высших учебных заведений и академические свободы
1. Под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.
2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители) высшего учебного заведения и государственный орган управления образованием, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности (далее - лицензия).
3. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.
Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.
Из статья 14. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего и послевузовского профессионального образования
2. Интересы обучающихся высших учебных заведений могут представлять общественные организации обучающихся. Конкретные взаимоотношения администрации высшего учебного заведения и общественных организаций обучающихся определяются уставом высшего учебного заведения и договором между его администрацией и общественной организацией обучающихся.
3. В системе высшего и послевузовского профессионального образования могут создаваться без образования юридических лиц государственно-общественные объединения типа учебно-методических объединений высших учебных заведений, научно-методических, научно-технических и других советов и комиссий.
Из статьи 17. Льготы, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой
6. Предприятия, учреждения и организации, работники которых обучаются по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, освобождаются от налогов на сумму средств, которые затрачены на обучающихся, указанных в настоящей статье и статье 19 настоящего Федерального закона.
Из статьи 18. Слушатели учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования
1. Слушателями учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования являются лица, обучающиеся в:
высших учебных заведениях на подготовительных отделениях, факультетах (в других структурных подразделениях) повышения квалификации и переподготовки работников; другом высшем учебном заведении, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование;
ординатуре или интернатуре медицинских высших учебных заведений.
2. Статус слушателей учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения.
|
|
|