Восточно-Сибирская открытая Академия

 
Главная

Новости

АКАДЕМИЯ
Об академии
Документы Свидетельства
Структура академии
Независимая экспертиза
Консультирование
Наука, конференции, защита
Наши партнеры
О нас в фото
Наш досуг
ОБРАЗОВАНИЕ
Послевузовское профобразование
Курсы проф.подготовки
Семинары-тренинги
НАШ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР
О центре КИ
Проекты
Центр "Дети-Дар"
Задачи ДДЦ
Программы
УЧЕНЫЕ СИБИРИ
НАГРАДЫ

Контакты

ГОСТЕВАЯ

 

 

 

Заикание. Лечение общением
/аннотация к монографии/


Более двадцати лет я занимаюсь изучением заикания (заикающиеся, заики) и проблем общения в целом. Гиппократ объяснял заикание как болезнь, при которой происходит накопление влажности в головном мозге, а Аристотель - как неправильное соотнесение частей артикуляционного аппарата. В 60-70 г.г. 20 века в НИИ дефектологии Академии наук СССР установили, что при заикании преимущественно поражена коммуникативная сторона речи человека. Чувство растерянности и неудовлетворенности общением у заик сопровождается судорожным сокращением мышц речевого аппарата, закрепляется в виде условного рефлекса и возникает каждый раз, когда появляется необходимость в спонтанном общении, выражении себя в слове. При этом, заикающиеся - это часто люди, обладающие незаурядными умственными способностями, прекрасными душевными качествами.

Много исследователей внесли свой вклад в объяснение причин возникновения заикания. По мнению ученых возникает заикание по разным причинам: слабость «речевых» зон мозга (перинатальная патология, наследственный фактор, перенесенные инфекционные заболевания (В.А. Гиляровский, 1932); индивидуальная предрасположенность к заиканию - повышенная ранимость высшей нервной деятельности и ее особая подверженность психическим травмам (А.И. Иванов-Смоленский, 1954); неблагоприятные условия развития речи (С.Л. Рубинштейн, 1961, А.И. Сорокина); аномальные черты характера, развивающиеся в результате влияния перечисленных факторов, нарушение ведущей роли левого полушария в процессе речевой деятельности (И.В. Данилов, И.М. Черепанов, 1970); трудности коммуникативной функции речи (Р.Е. Левина, 1960 - 1980); затруднения в переключаемости внимания, неустойчивость деятельности и др., оказывающие дестабилизирующее влияние на функции словесной системы (А.В. Ястребова, 1980); аффективная реакция на ситуацию, возникающая в результате несовершенства, неуверенности речи, как стремление преодолеть свои дефекты (Н.А. Власова, 1983) и т.д.
Самой большой ошибкой взрослых является объяснение типа, «испугала собака, цыганка, гуси» и т.д. и желание оградить ребенка от этих травмирующих ситуаций.
Наши исследования подтвердили, что в основе заикания лежит система факторов наследственного, перинатального, личностного и социального характера.
Целью исследования было изучение специфики речи, когнитивных, личностных, коммуникативных характеристик заикающихся школьников и разработка методологии преодоления данного дефекта.

Речевая деятельность, как известно, предполагает не только планирование, реализацию программы высказывания, но и жесткую организацию и постоянный контроль выполнения программы внутренней речи. В связи с тем, что высокий уровень эмоционального напряжения, ригидность приемов общения и др. дезорганизуют процесс речевого общения у заикающихся младших школьников - целесообразна и обоснованна специальная работа по формированию сильных регуляторных процессов у заикающихся детей.
Всю систему коppекционно-pазвивающих занятий мы разделили на 3 этапа (57 занятий). Перед началом занятий проводится обследование учащихся. В конце третьего этапа осуществляется закрепление и демонстрация тех умений и возможностей, которые приобрели заикающиеся школьники в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Для каждого этапа были определены цели и задачи в соответствии с той концепцией, которая выдвинута и обоснована в предыдущей части работы.
I. Первый этап - формирование межличностного взаимодействия по схеме "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок" и произвольное построение высказывания на основе выполненной по инструкции деятельности.
II. Второй этап - межличностное взаимодействие в группе сверстников с выделением и обобщением значимых по содержанию элементов в речи партнеров по общению и составление на этой основе предварительного плана деятельности, высказывания.
III. Третий этап - конкурирующее межличностное взаимодействие и спонтанное общение с “аудиторией”.
На каждом из занятии одновременно решались две основные задачи:
- усвоение и закрепление определенной формы межличностного взаимодействия в процессе выполнения совместной творческо-познавательной деятельности учащихся;
- развитие и совершенствование речевых и неречевых средств (способов), реализующих соответствующую форму межличностного взаимодействия.
Каждая новая форма межличностного взаимодействия предусматривает усложнение перцептивных, моторных, мнемических и интеллектуальных операций, составляющих каждое конкретное действие. После того, как завершается их усвоение и автоматизация и их оречевление не составляет для школьников труда, а становится условием его выполнения - возможен переход к новой форме взаимодействия. Поэтому смена одного этапа другим условна и в большей степени зависит от сформированности, связанных с данной формой межличностного взаимодействия речевых и неречевых средств коммуникации школьников.
Любая форма межличностного взаимодействия требует от участников взаимного согласования и координации индивидуальных действий.
........
Терентьева В.И. Лечение общением. Дети с заиканием. - Красноярск, 1998. - 109 с.

 

   


Hosted by uCoz
Народ.Ру: Новая страница
Hosted by uCoz

     


Hosted by uCoz